Отчёт о походе в Крым, май 2005

30 апреля

Бахчисарай, 8 ч. утра, дождь. Нас встречают два небольших автобуса и два УАЗика. Едем на тур.стоянку Истоки, что под Мангупом. После небольшого ориентирования (так как и Е.Э, и Ирина Анатольевна бывали здесь достаточно давно и в другое время года) нашли стоянку с оборудованным источником. В последний раз Е. Э. его выдела полуразрушенным.
«Если с утра дождь, то после обеда возможна хорошая погода» — народная мудрость. И мы все-таки надеялись совершить радиальное восхождение на Мангуп-кале. Но постепенно эти надежды растаяли, хотя все остальное шло по плану: дрова, костер, палатки, завтрак, обед, ужин. И без плана: игра в ручеек, прогулки к источнику, а Михаил Викторович совершал восхождения на ближайшие горки. К вечеру на Истоках собралось несколько групп, в основном, из Донецка и Запорожья.

1 мая. Пасха

За ночь в нашей группе никто не промок. Собрали палатки и мокрые тенты, погрузили их в подъехавшие УАЗики и, налегке, двинулись в сторону перевала Бечку. В основном, шли по маркировке. Встретили местного археолога, который показал нам более короткую дорогу. Надо сказать, что все встречные в этот день приветствовали нас словами «Христос воскрес!», и мы соответственно и дружно отвечали «Воистину воскрес!». Настроение у всех было хорошее, несмотря на дождь, туман и грязь. Ах, какая это была грязь! Она отрывала подметки и срывали с ног ботинки! Но это после спусков, а после подъемов дорожка становилась просто великолепной! Тем не менее, до Бечку дошли довольно быстро. Валерий Валериевич с Еленой Сергеевной (именно они везли наше снаряжение) так рано нас не ждали. Из-за некоторой неточности с определением места встречи, мы пробежали по этой великолепной грязи еще 1,5 км. И с большим сожалением возвращались назад. Но полянка была такой красивой и чистенькой, что усталось как рукой сняло! И дождь кончился!
«Грязь меньше трех сантиметров не видна, а больше трех — сама отваливается!» — эта народная мудрость к вопросу о чистоте.

2 мая

Первый день без дождя! А, оказывается, в Крыму — весна! Было несколько предложений по дальнейшему маршруту: стоять здесь, пройти немного и встать и т. п., но дети требовали идти в долину р. Ирита, на прошлогоднее место, хотя оно совсем в стороне от основного маршрута. Михаил Викторович их поддержал и мы двинулись… А с того места, которое мы вчера пробегали в тумане, открывался великолепный вид! Ирина Анатольевна провела великолепную экскурсию по растениям на плато г. Ирита. А дальше наши дороги на время разошлись. Мы стали спускаться напрямик в долину реки, а старшеклассники с М. В. и И. А. отправились по дороге. Наш путь был достаточно крутоват, но красив. Мы увидели в ложбинке распустившиеся пионы Биберштейна, приодолели небольшой скальный утес и спустились к ручью. То, что мы увидели в ручье, привело нас в шок: в русле стоял остов легковушки.
Через час мы уже были на нашем прошлогоднем месте. Часа через два подошла вторая группа. Их переход был успешным, они встретили лесника и договорились о заброске снаряжения и продуктов на завтра.
Вечером Ваня и Коля провели игру в «Зорю».
А ночью мы ходили на гору изучать звезды. ( В прошлом году с этого же места мы наблюдали полное затмение Луны).

3 мая

С утра начал моросить дождь. В. В., Коля и старшеклассники понесли снаряжение к памятнику, где была условлена встреча с лесником. Мы вышли примерно через час . Разведка (в лице возвращавшихся старшеклассников) донесла, что встреча с лесником не состоялась. Видимо памятник не тот. Но когда мы подошли к условленному месту, то там уже никого не было. Проходившие группы тоже не видели ни лесника, ни его машины, ни 2-х людей с кучей снаряжения. Может на вертолете улетели?!
Если где-то нет кого-то, значит кто-то где-то есть!
Только где же этот кто-то, и куда же он залез?
Отгадку мы найдем теперь только в Чайном домике.
После урочища Ай-Димитрий свернули на тропу, указанную на карте. Но тут нам попался местный ковбой, который сказал, что теперь этой дорогой не ходят, а ходят другой, промаркированной красным кружочком. По ней и пошли, хотя она раза в два длиннее. Дождь кончился, но периодически сверху нас накрывало облако с градом, а снизу хватала за ноги грязь. Встречали велосипедистов. Но почему-то никто им не завидовал!
А в Чайном домике нас уже ждали В. В. и Коля. Долго и интересно рассказывали о своих приключениях. Но самые нехорошие последствия произошли от съеденного Колей в каком-то Сельпо пирожного. Тем не менее у нас сегодня ночевка под крышей с печкой и баней. Ваня, Захар и Рома предпочли ночевать в палатке в лагере И. А..
Самое же интересное здесь — это пещера, куда мы спускались за водой к подземному источнику. Мальчишки взяли фонарики и пошли ее исследовать, вместе с Е. Э., конечно. Обнаружили несколько ответвлений, сталактиты и сталагмиты.

4 мая

Сегодня идем с полной загрузкой. То есть, снаряжение и продукты несем на себе. Зато без дождя! Пока ориентировались, подошел местный лесник и сказал, что маркировка начинается от туалета. По ней и пошли. Михаил Викторович пытался выбирать нам спуски менее крутые и менее грязные, но без альпенштоков спустится было бы проблематично. Через два перехода вышли на обзорную площадку. Захватывающий вид на скалы Большого Каньона!
Водопад Серебрянный — еще одна достопримечательность по пути, затем перекус с чаем, еще один переход и мы на реке Кокозке, куда впадает Узун-Узень из Б. Каньона.

5 мая

День великолепный: тепло и солнечно! Мы с М. В., Е. Э. и В. В. идем в Б. Каньон к ванне молодости. И. А. со старшеклассниками идут наверх к стоянке Бойко. Почтовый дуб совсем развалился и возле него торгуют чаем.
Река сильно разлилась и некоторые участки преодолеваем скалолазаньем. Ванна молодости превратилась в мощную стиральную машину. Но возле нее идет бойкая торговля разными напитками. Прыгнуть в эту ванну решился только М. В.. Так, что назад мы возвращались с юным директором. "Вы, теперь молодой организм, и Вам положена дополнительная порция шоколада", - говорит Мазайка. А вечером песни у костра!

6 мая

Накрапывает дождь. Собираем лагерь. Наверх заезжаем на микроавтобусах. Вдоль дороги шибняк — исконная крымская растительность — скальные дубы, мелкие буки и грабы. кое-где цветут яблони и груши. А вот и Ай-Петринская яйла — травянистая пустыня. Возвышается сама гора — древний риф — ее склоны покрыты соснами. А возле канатной станции — базар: верблюды, змеи, в общем живность и торговля на все вкусы.
Спускаемся с высоты почти 1000 метров в Мисхор. Здесь уже совсем другая природа. И цивилизация. В фойе гостиницы по телевизору идет сериал «Моя прекрасная няня». Одичавшие дети, просто прильнули к экрану TV. А в номерах горячая вода и душ. Ужин в прекрасно оформленной столовой.

7 мая

На двух автобусах едем на экскурсию. Сначала в Ласточкино гнездо, затем Никитский ботанический сад. Погода чудесная и в саду все цветет. И. А. показала много интересных растений.
А затем Ливадия и органный зал. На музыку реагировали по-разному. Но вышли все бодрыми. Вернулись к ужину, но день еще не кончился. Предстояли шашлыки на берегу моря.
Мы уже сидели в открытом кафе, когда началась гроза. Грохотал гром. Молнии приближались стеной со стороны моря. Хорошо, что над нами крыша!

8 мая

День отъезда. Надо собрать вещи, купить сувениры родным и друзьям, проститься с морем. Грустно… И все же поездка удалась! Мы прошли весь маршрут, как и задумали, наща группа была дружной и веселой и, есть желание пройти вместе еще не один маршрут. И это главное! А о болезнях не будем…
КРЫМСКАЯ ВЕСЕННЯЯ

Слова и музыка Михаила Викторовича Галицкого,
руководителя нашего похода и, по совместительству,
директора школы №1189.

В Крыму весна. Мангуп-кале во мгле.
Большой каньон в дождях наполовину,
А мы идем наверх вперед к яйле,
Чтоб встретить нашу первую вершину!

Нас вымотал проклятый серпантин,
Вот так бы и легли посередине
Меж облаков, но все мы как один
Идем вперед к заоблачной вершине.

Как на ладони - люди, корабли,
Мы были здесь во веки и отныне!
Ай-Петри! Да! Мы все-таки дошли
И покорили первые вершины!.