О походе по Кольскому п-ову (Хибины) и Соловецким о-вам в августе 2014 года

1. Вид мероприятия: пешеходный поход 1 категории сложности.
2. Сроки проведения: С 08 по 24 августа 2014 г.
3. Место проведения: Кольский п-ов
4. Маршрут проведения: ст. Имандра – пер. Ю.Чоргорр – г. Кировск _ Соловецкие о-ва
5. Цель похода: Спортивно – оздоровительная с обучающими элементами.

Как правило наши путешествия включает в себя трековую часть (поход) и знакомство с новым интересным объектом.

Поход по Хибинам начинался со станции Имандра.
Мы должны были пройти несколько перевалов и совершить восхождение на гору Каскаснюнчорр.
Побывав там понимаешь, что такое суровая северная красота...
Огромные просторы, бесконечные чистые ручьи и прозрачные озера, кристальный свежий воздух, древние, поросшие мхом камни, хранящие память о многих тысячелетиях и вобравшие в себя всю мудрость мира.
Лишь раз побывав здесь, ты изменишься навсегда и захочешь вернуться, чтобы снова ощутить спокойствие и мудрость веков.

Кроме спортивно-оздоровительной части поход включал в себя:
1. изучение полярных растений
2. знакомство с минералами Хибинских гор

В г. Кировске посетили музей минералов, ознакомились с историей освоения Хибинских тундр и с деятельностью минералога академика Ферсмана А.Е. Кроме того увидели весь процесс добычи апатитовой руды.
Следующая часть нашей поездки – экскурсионная. В этом году это были Соловецкие острова. Наш путь лежал через город порт Кемь. Отправляясь на Соловки, мы понимали, что это место серьезных духовных исканий и великих страданий. Пространство Соловков до сих пор хранит следы того и другого.
Здесь неизбежна работа и сердца, и ума. Этого ожидает от нас история Соловков.

Странички из дневников:

Южный Чоргорр
Наш день начался с подъема, который вечером обещал быть очень ранним, однако конкретно я- выспался. Погода была не слишком теплой, но нельзя сказать что было холодно.
Это было 11 августа, мы долго собирали лагерь, больше 2 часов, или чуть меньше. Вышли, если не изменяет память в 13:00, и все делали ставки, когда у нас будет ужин. Не помню, кто говорил про какое время, но никто не угадал, потому что ужинали мы позже 10 вечера. Преодолев переправы, тяжелую дорогу с препятствиями, мы дошли до перевала. Передохнув, около 10- минут мы стали подниматься, проблема была в том, что мы делали это в тумане. Наши опытнейшие руководители сумели выбрать верную, безопасную дорогу. Поднявшись, началось самое приятное на перевале: поедание шоколада. После того, как мы доели все шоколадки, мы открыли тайник и обменяли нашу вещь на вещь других походников.
Честно, идти было очень нелегко. Рюкзаки давили на спины, как никогда, это был лишь 2 день похода. Мы делали перерывы почти каждые 10 минут, хотя бы отдохнуть стоя. Но мы преодолели это перевал, благодаря сплоченности коллектива и взаимопониманию.
Голубев Вова

Теплоход "Василий Косяков"
После прибытия в Кемь и небольшого перекуса,наша группа отправилась на Соловецкие острова.Через воды Белого моря нас успешно доставил к месту назначения теплоход "Василий Косяков".
Внимательно выслушав инструктаж по технике безопасности и порядку посадки мы зашли на борт и, сложив свои рюкзаки на корме, отправились во внутрь.После отправления некоторые члены нашей группы отправились на палубу,откуда могли увидеть место съемок фильма "Остров", а так же другие,потрясающие своей красотой,пейзажи. После двухчасового плавания мы добрались до Соловков.
Прочитанный перед отплытием инструктаж,квалифицированный и вежливый экипаж,чистота и убранность,а также возможность выпить чашечку горячего чая с пончиками-все это приятно удивило меня. Через несколько дней нас ждал обратный путь с Соловков в Кемь,который также как и в первый раз закончился без каких бы то ни было неожиданностей.
Скоморохов Никита

Там русский дух, там Русью пахнет

Так одной строчкой можно охарактеризовать Соловецкую землю. Неизгладимое впечатление на меня произвел Кремль. Трудно себе представить, как такую мощную, величественную крепость могли построить в 17 веке! Стены его сложены из огромных валунов, которые и по сей день впечатляют своими размерами. С первого взгляда понятно, что монастырь был сильнейшей крепостью – башни расположены так, что ни снаружи монастыря, ни внутри нет такого места, которое не просматривалось с какой-либо башни. Монастырь, за свой век выдержал не одну осаду, английский флот извел все свои снаряды (коих хватило бы, чтобы потопить целый флот) на неприступные стены Соловецкого монастыря. Обитель не дрогнула, не сдалась врагу.
Многие непростые времена пережил монастырь, смело сопротивлялся реформам патриарха Никона, и если бы не предательство, то не открыл бы ворот перед недругами. Перетерпела земля Соловецкая и лагерные годы – одно из самых трагических времен в истории для монастыря.
На меня самое большое впечатление монастырь произвел, когда мы обошли его по периметру глубокой ночью. Освещение было поставлено так, что создавалось ощущение парение огромных валунов в воздухе. Да и сам монастырь казался еще выше и неприступней. Таким он мне запомнился на всю оставшуюся жизнь.
Голубева Марина

Лодочная прогулка по озерам и каналам большого Соловецкого острова

Будучи на Соловках мы отправились по малому кругу, состоящему из пяти озер, соединенных каналами, вручную вырытыми монахами и трудниками.
Наша группа разбилась на четыре экипажа по пять человек. Распределение обязанностей было таким: один гребет двумя веслами, а второй рулит, сидя на носу, рулевым коротким веслом. Основного гребца, разумеется, меняли чаще, чем рулевого, поэтому я захотел взять на себя обязанности рулевого, чтобы подольше оставаться на носу и смотреть вдаль. Кроме того, в мои обязанности входило вести лодку по каналу, так как грести в них нельзя, потому что они являются рукотворной частью архитектурного комплекса и места в канале не хватало, чтобы сделать хороший гребок, не зацепив края канала. На носу я чувствовал себя настоящим варягом, который вел свою ладью в поход, только вместо ладьи было лодчонка, а вместо сражений были обливания соседних лодок водой из ковшика. Несколько раз даже шел дождь, который в моей фантазии представлялся штормом.
На середине нашего пути меня сменили, и я сел на корме любоваться видом озер. По истине, удивительно, как еще в XVI веке монахи додумались до этой системы. Когда входишь в канал и видишь гранитные валуны, укрепляющие берега, невольно представляешь себе, сколько сил было потрачено на сооружение этой системы, по сути напоминающей полуестественные акведуки римлян.
Конечно, по окончании нашей лодочной прогулки мы промокли, кое-кто даже натер мозоли, но все без исключения, в том числе и я, остались впечатлены красотой и святостью этих мест.
Степанюк Максим

Ботанический сад на Большом Соловецком острове
Итак, под конец нашего путешествия мы совершили экскурсию-прогулку в легендарный Ботанический Сад Соловецких островов. Его уникальность в том, что местный климат достаточно суров, чем вызвано малое количество видов произрастающих в этой местности. Вырастить такое количество растений не особо приспособленных к низким температурам и малым дозам солнечного света достаточно сложно. Но, не смотря на это в саду можно увидеть очень много интересного.
Сразу бросается в глаза какая-то домашняя уютность места, как будто ты находишься у себя на даче, а не за полярным кругом. Действительно, какое-то время это место и было дачей архимандрита монастыря, но это означает совсем другое. Среди деревьев построены две часовни. В одной из них, потолок расписан совершенно необычным способом, сверху на нас смотрят солнце и луна с человеческими ликами. Часовни всегда открыты и можно в любой момент зайти и помолиться.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Соловецкий монастырь. Мы простояли там довольно долго, так как, не могли оторвать взгляд от такого чуда. Если пойти вниз по дорожке со смотровой площадки, то можно попасть на клумбы с душистыми травами, тут и душица и перечная мята и многое другое. Срывать, конечно, ничего нельзя, но очень хочется, руки прямо так и тянуться.
На протяжении всего маршрута поражают растения диковинные не только тем, что вообще смогли тут прижиться, но и своими гибридными формами, специфическими окрасками и размерами. Например, под кустом Айвы японской мы видели чёрный цветок Анютиных глазок.
Было ещё много чего интересного и хочется ещё туда попасть чтоб успеть рассмотреть всё-всё, ведь пары часов на такое разнообразие не хватит.

Соловецкий морской музей
Последний день пребывания на Соловецких островах. Погода оставляла желать лучшего. Моросящий дождь и утренний туман, особенно ощущались, в связке с постоянно высокой влажностью и небольшой положительной температурой.
Достаточно пессимистическая картина, но нас ждала экскурсия в Морской музей. Напротив монастыря, через небольшой залив, в водах которого мы наблюдали необычный парусный корабль, как раз и находился наш музей. Парусник относился напрямую к музею не просто как экспонат, а как его детище. Не макет был перед нами, а реально действующий, построенный специально для экспедиций по Белому морю корабль! Да, у меня вызвало достаточное удивление. Довольно интересно, что с внешней стороны это копия той самой боевой яхты, на которой в своё время прибыл на Соловки Пётр I. Внутреннее же его убранство современное, как и основные ходовые части, двигатель и прочее. Нельзя в наше время под одними только парусами ходить, опасно, считают эксперты.
И так мы подошли к зданию музея. Невысокий, двухэтажный и вытянутый бревенчатый барак, как бы вкопанный в землю, достаточно основательно построенный, предстал перед нашими взорами. Это оказался не простой музей – он же и док для небольших кораблей, а точнее изготовленных здесь. Вход был по лестнице или некоему подобию, из брёвен. Оказались мы сразу на втором этаже, на некоторой лоджии, протянутой по всему периметру здания. В центральном пространстве внизу находилась поморская шняка, реконструированное рыболовное судно. Проще говоря, - огромная лодка с парусом в середине, на которой даже можно было разводить костёр, в специально приспособленном для этого месте. По периметру внизу была мастерская.
Экскурсия взяла своё начало с галереи посвящённой соловецким мастерам-ремесленникам, поколение которых уже вымирает, и музейные энтузиасты пытаются и возродить, и запечатлеть мастеров и художников.
После окончания очень занимательной экскурсии все дружно отправились отправлять домой открытки с логотипом музея и красивыми картинками. Один из моих друзей в это время нашёл кошку. Она оказалась такой ласковой и дружелюбной, что позволяла нам тискать себя сколько угодно. Мы даже хотели забрать её с собой, но от неё очень сильно пахло селёдкой, ведь морской музей находится в Селёдочном заливе и кошке тут селёдочное раздолье.

Мария Куликова

Выводы:
1. Участники лучше узнали природу Европейского Севера. Его освоение, исследование, флору, а также полезные ископаемые.
2. На практике увидели закономерности в распределении природных зон.
3. Научились работать с приборами - дозиметром и GPS.
4. Отработали взаимодействие участников при постановке бивака в сложных метеоусловиях и закрепили знания и умения в выборе безопасного места для стоянки и устройства бивуака в экстремальных условиях, подтвердив лозунг сектора туризма «Мы умеем отдыхать там, где другие выживают!»
5. Пополнили свои знания в экологических взаимосвязях и на практике увидели, какой вред наносит природе неправильная деятельность человека.
6. Укрепили свое здоровье. Медиками доказано, что ходьба (особенно по пересеченной местности) очень благотворно и оздоровляющее влияет на все системы организма человека