Дневник заблудшего туриста


Странички из дневника, написанного Андреем Филипповым, в период похода по Хибинским тундрам. (02.08. – 18. 08 , 2001 года).
Весь дневник можно прочитать в Воспоминаниях.

10.08.2001

День начался скучно. Гера ненавидел Хибины. Но есть плюс, моя физика нас выручила, сегодня мы встали сухие. Всё дело состояло в том, что новый тент от палатки и сама палатка были сделаны из дебильного материала, в результате чего внутри образовывался зверский конденсат из-за разности температур. Мораль, надо было его компенсировать, и нам это удалось. Теперь мы знали, как избегать влаги внутри и были сухие и довольные. Поели, я поточил топоры и ножи.

Я, Макс, Гера немного задерживаемся, и отправляем группу вперёд, со словами что мы их догоним. Задерживаемся из-за Геры, который перекладывал свои причиндалы. И вот мы собрались, одели рюкзаки, но впереди уже никого не было, мы были последними, и нам пришлось увеличить темп ходьбы.
И вот мы уже идём, почти бежим два часа, но впереди никого, кроме вроде бы нашей группы следов.

Я уже ходил по этой дороге, и вызвался провести на Нью Явр-озеро на которые мы должны были сегодня выйти и там провести днёвку. Поняв, что группа где-то непонятно где, я решил оставлять записки, на случай, если мы потеряемся.. На них мы писали время и то, куда держим путь. Но вот уже 18 00, а озера, увы, не наблюдаю. Понимаю что заблудились, пытаюсь сориентироваться, где мы могли сбиться с пути.
По пути через лес Гера зверски навернулся и поцарапал себе руку, к счастью он может идти и мы идём. Вот мы вышли к какому-то болоту и нам предстоял марш бросок через него, порядка 1 километра. Мы его преодолели, а на пути река, я принял решение ломится напролом. Немного побродив, мы уже поняли, что окончательно заблудились. Я решил залезть на дерево и осмотреться. Со второго дерева я увидел озеро, но не в той стороне в которой оно логично могло быть, но мы решили, что бродя по лесу и болотам, могли уйти в эту даль, а следовательно озеро, которое видим — это и есть наш Нью Явр, и при удачном раскладе мы там вечером будем.

И мы пошли в его сторону. Мы влезли в какое -то жуткое болото, в котором я провалился двумя ногами в одно мгновение, чуть выше колена. Во страху то было! Через час непролазного бурелома мы достигли тропы. Эта тропинка через 15 минут вывели к домикам рыбаков Мы немного обрадовались, но, к сожалению, никого там не оказалось, и по- видимому людей тут уже очень давно не было, просто заброшенные домики.

Мы пошли дальше по тропинке и наткнулись ещё на пару домиков, в которых тоже никого не было. Сквозь деревья мы заметили озеро и перед ним болото метров в 800. Вернее это было даже не болото, оно представляло из себя большой травяной ковёр, который, когда идёшь, поднимается волнами, и создавалось непередаваемое ощущение, что идёшь по воде, причём ноги провалились в этот ковёр сантиметров на 20. Так, что в голову не раз приходила мысль, что мы все трое можем в один миг скрыться под этим ковров. И местами наши шаги переходили почти на бег. В итоге, бы благополучное его преодолели и вышли к воде.

Немного передохнув и вспомнив, сколько всего мы уже натерпелись за этот день, и посмотрев на солнце, которое ещё было довольно высоко, хотя в принципе разница небольшая, ибо там белые ночи. К сожалению, мы вышли в незнакомом для меня месте и немного подумав, мы отправились вправо по берегу. Пройдя 1 километр, мы увидели хорошую дорогу, которая отходит от озера, и это место показалось мне очень знакомым и мы решили продолжить путь пойдя по дороги а не вдоль озера. Пройдя порядка 5 километров углубляясь в лес, мы решили встать и заночевать. В лесу для этого у нас всё было.

И вот, найдя подходящие место, мы остановились. Незадолго до этого у меня сломалась пряжка на поясе, которай держит основной вес и не заменим при тяжёлом рюкзаке. А по сему, к моим мокрым стертым ногам добавился ещё тяжелый рюкзак, который врезался в мои плечи. Разбив небольшой лагерь, немного посидев я и Гера пошли на разведку по дороге. Через час ходьбы мы достигли озера, но прогулявшись по берегу я понял, что это вроде как мы не туда вышли. Ну да ладно главное, не паниковать! А это удавалась только мне из нас троих. У Геры было какое то садистко-радостное настроение, и он был рад такому приключению, Макс же наоборот, побаивался что мы погибнем и никогда из этой дыры не выберемся. Надо идти обратно к нашему лагерю и подумать, что мы будем есть. Кстати, упустил один момент, когда мы переходили брод (речка через которую по моему совету мы ломились) мы ели шоколадку альпен гольд, только тут ощущаешь по настоящему вкус шоколада. По пути назад, мы заметили на обочине среди обгорелых деревьев, 1 литровую чайник-кружку, что оказалось очень кстати, ведь готовить еду было нам не в чем, каны были у Славы, а он с остальными. Ну вот, мы кипятим чай и думаем, что делать будем завтра. Пойдём вправо или влево. Я подсчитал нашу еду, и пришёл к выводу, что прожить можем неделю причём с полноценным питанием ни в чём себе не отказывая, а отказывая, ещё дольше. А ещё осознали, что мы не такие уж экстремалы, остальные 11 человек ведь без еды остались, практически. Им дай бог, один день еды. Так вот, мы сухие, я правда немного приболел (кашель) идём спать + мы вполне сытые. Вобщем, утро вечера мудреннее.

11.08.2001

11:00. Проснулись, что удивительно сухие и довольно сносные на восприятие. Я и Макс вылезли, а Гера остался в палатке досыпать, как ни странно, костёр ещё не потух и мы принялись за приготовление завтрака. Вскипятили воды, залили её в два быстрого приготовления супа, потом разделили на троих и сносно поели, потом попили чаю. И надо было идти на разведку. Я и Гера отправились по дороге вперёд, в поисках истины.
Преодолев два брода, мы дошли до развилки, на которой повернули налево, пройдя 1-2 км мы пришли к выводу, что эта дорога нас никуда не приведёт и пошли назад И вот спустя продолжительное время мы вышли к тому место на озере (Умбозере), а не на Ньюрявре, как мы думали.
Отправившись по берегу, мы дошли до места, где двигаться дальше было нельзя: в озеро впадала река и края были заболоченны. Оценив обстановку, мы пошли в брод. Это было экстремально: вода жутко холодная, песок и т. п., сложно описать, когда ноги состоящие из мозолей ступают в ледяную воду, вокруг сумеречно и холодно, а камни на дне разрезают твои раны, как будто соль туда сыпят. Перебравшись, мы отправились дальше. Потом, мы шли по дороге около часа, дошли до какой то стоянки рыбака, но там никого не было. Мы немного постояли и услышали крик два раза, если не ошиблись, то кричали «Остров». Происхождение этих звуков так и осталось покрыто тайной. Пошурудив в домике, мы нашли кастрюлю 6 литров объёмом, в которой на дне было немного риса, в котором засохли муравьи. Ну вот, как на зло пошёл дождь, причём очень сильный, не характерный для Хибин. И вот мы идём обратно, пытаясь подбодрить себя рассказами о еде и тёплом костре, который, наверно, развёл Макс. Я не буду описывать, какие мучения мы испытавали по пути назад, который примерно был около 10 км вброд, в холод, дождь, с кашлем и истерзанными ногами.

Дойдя насквозь мокрые, до своего лагеря, мы увидали самое ужасное – костёр почти потух, дров нету. Тента, под которым можно было укрыться от дождя, тоже. И вот мы набрались мужества, и из последних сил стали устранять проблемы, ведь тут кроме нас никого не было и рассчитывать не на кого, сдашься и погибнешь. И так, мы натянули тент, разожгли костёр и принялись за приготовление еды. Правда, сначала попили чаю с шербетом..

ООО! Мама-мия! Мы увидели две машины, которые двигались в нашу сторону. Они были битком набиты людьми. После недолгих разговоров, они нам объяснили, как выйти в ближайший населённый пункт и помогли сориентироваться в этой загадочной тундре. Они сказали, что до города 30 км, спросили, не надо ли нам чего и поехали дальше. И вот, полные оптимизма и с весёлым настроением мы приготовили 3 литра манной каши, съели её немного( грамм 900), а остальное оставили. Теперь оставалось вскипятить чая и отправится спать. А пока будет происходить этот процесс, я пошёл умываться.

Возвращаясь к лагерю, я услышал странные голоса и уже через минуту понял, что нас нашли. Радости конечно было много, но так же оставалась какая-то досада. Как сказали Макс и Гера, когда Слава и Аня подошли и громко крикнули «Остров», они испугались. Ну, да ладно. Аня сказала: собираться, дорога очень длинная и раньше двух ночи мы на месте не будем.

Мы начали собираться, а им предложили чаю с колбаской, что очень им помогло, ведь они были мокрыми и не ели уже давно, весь день нас искали. Они нам рассказали, как нас нашли. Оказывается, те две машины ГАЗ и УАЗ проезжали мимо нас и мимо них тоже. Они то и сказали, что мол видели троих из Москвы, которые собирались на Нью- что-то, а так же то, что отправили нас домой через Восточный рудник, на котором часто слышен грохот взрывов. И вот, спустя пару часов, преодолев более 20 км, Аня и Славик у нас и греются возле костра. Собрались, взяли первый добытый чайник и отправились в путь, мокрые и немного довольные. По пути мы выяснили, что на озере нас не глючило и мы действительно слышали «Остров», мы были недалеко с Герой от истины, но к сожалению, нашего ответа, никто не услышал. Потом, попытались установить, как мы потерялись. Оказалось, что мы где-то обогнали их, ещё в начале. Они нашли нашу первую маркировку в 18.00, которую мы оставили в 14.55, к этому времени мы уже сидели на берегу реки и начинали разбивать лагерь, думая что делать дальше.

Ну вобщем, мы шли долго и упорно, преодолевая реки и броды. В кедах было много камней. на ногах мозоли, по пояс мокрые из-за брода и дождя. Вобщем, идти теоретически нереально, но мы сквозь боль и усталость, шли без привалов. Только один привал сделали за 3-х часовой переход — это была старая заброшенная база геологов, по которой мы лазили в прошлом году. Немного посидев, возле трактора, от которого жутко пахло маслом, мы пошли дальше и через 45 минут были на месте.

Радости группы не было предела. Почти никто не спал и все ждали нашего возвращения. Все лезли целоваться, обниматься, а в нас проснулась небольшая досада, за то что мы заставили остальных так волноваться за нас. Но главное, что всё хорошо кончилось. Нам предложили каши, блинов и чаю, я достал сгущёнки варёной и все вкусно поели. В процессе разговора мне объяснили, что нас могли те, на машинах довести прямо к лагерю. Но нас не поняли: просто «ньюрявр» все называют — «нюрой» или «нюркины озёра» и если бы мы объяснили водилам, куда нам надо, они бы подкинули нас. Мораль: зачем называть на картах озера как-то по другому.

Кстати о картах, двумя днями раньше мы нашли карту. Но на ней этой зоны не было. Получается, что мы побывали где-то в другой реальности, а потом вернулись снова в границы действительности.

Вот так мы и оказались снова в нашем лагере. Все мокрые и сытые поставили палатку и, как мертвые, в 4.00 утра завалились спать.


 
Файлы [Скрыть файлы/форму]
Один комментарий. [Показать комментарии/форму]