Мурманск — Хибины 2010

Приглашение в Хибины-2010

Это краткие воспоминания от участников похода

МУРМАНСК
В 11.30 команда турклуба «Остров» в составе 18 чел. прибыла в Мурманск и отправилась на поиски турбазы "Ирвас". Несколько неправильных поворотов, опрос местных жителей, показания GPS и мы на месте. Во второй половине дня мы посетили краеведческий музей, где экскурсовод то и дело оговариваясь, поведала нам историю Мурманской обл.
На следующий день нас ожидала обзорная экскурсия, но не повезло с погодой и пришлось осматривать Мурманск за сплошной пеленой дождя..
На атомном ледоколе «Ленин» нас ждал теплый прием и талантливый экскурсовод.
Ближе к вечеру дождь кончился и мы отправились на катере на противоположный берег Кольского залива. Там удалось попастись на черничном пастбище и посмотреть на Мурманск с высоты и в бинокль.
Самым вкусном событием был обед в «чайной ложке», возле площади Пяти углов. А самым запоминающимся – высоченный «Алеша», рядом с которым, даже в проливной дождь не гас вечный огонь.
Ах да, наша турбаза «Ирвас»: двери открывались только с большого пинка. С горячим водоснабжением – проблемы – ее на всех не хватало. Закаленные – мылись под холодным душем, а теплолюбивые либо долго дожидались, либо не мылись вовсе, в надежде на баню на Куэльпорре. Но персонал был дружелюбным, кровати мягкими, в окна не дуло, а еда была вкусной.
Однако, ни на какую турбазу, даже лучшую в мире, я не променяю обыкновенную палатку!

ДОЛИНА СЛАВЫ
На третий день нашего пребывания в Мурманске была запланирована поездка в Долину Славы. Эта долина представляет собой памятный мемориал, посвященный защитникам Мурманска, благодаря которым город не был захвачен фашистами. Экскурсовод довольно подробно описал события, происходящие в те неспокойные времена. После экскурсии был устроен «пикник на обочине». Потом сбор грибов, которые любезно были отданы экскурсоводу.
В последний день мы отправились в музей морского пароходства, где было предоставлено большое количество моделей кораблей: от «Ермака» до современной «Клавдии Еланской»
После мы посетили океанарий, где увидели представление морских котиков, особенно запомнилась маленькая Кнопка.
Общее впечатление от города осталось приятное. Характерно, что в этом относительно маленьком городе можно увидеть огромное количество памятников, посвященное защитникам Мурманска и морякам. Это означает, что люди еще помнят, кому обязаны своей жизнью и гордятся историей своего города.

БОТИНКИ ФЕРСМАНА (от Бороды)

Ботинки академика Ферсмана стоят в Мурманском краеведческом музее. Я их там очень внимательно рассматривал. Хорошая кожа и крепкие нитки: видно, что академик серьезно относился к снаряжению. Но в целом ничего особенно. Обычные, сильно поношенные ботинки, рядом висит закопченный чайник и стоит теодолит на деревянной треноге.
Все это выглядит несолидно в век нейлоновых палаток, газовых горелок и карманных спутниковых навигаторов.
Но какой же невероятно глубокий след оставили на Земле ботинки Ферсмана! Гора и перевал в Хибинах, ущелье в Ловозерах. Минералогический музей Академии Наук в Москве, поселок в Крыму. два минерала - названы его именем. Да и города Кировск и Апатиты, хоть и не носят имя академика, тоже ведь выросли в результате его экспедиций!
Но почему, же так получилось? Ведь Ферсман путешествовал не на край земли, не открывал новых континентов, не проходил там, где раньше не ступала нога человека. В его времена в Хибины из Петербурга уже можно было доехать на поезде, а дальше спросить дорогу у местных жителей, предки которых жили здесь веками, и не совершали никаких открытий.
Но 90 лет назад в Хибины приехал человек с другим взглядом. Саамы тут пасли своих оленей, и в горах их интересовал только ягель. Каменные россыпи им были не нужны, не были интересны, а горы казались непроходимыми. Ферсман заглянул под ягель глазами ученого – и через девяносто лет в Хибинах вырос город.
Так совершаются открытия, от которых надолго остается след: надо смотреть на привычные вещи другим взглядом, и видеть не только верхний слой реальности. А еще нужно найти в жизни свои Хибины – место, где именно твой взгляд окажется нужен, чтобы найти то, что сейчас важнее всего людям. «Свои Хибины» – понятие не географическое. В ХХI–м веке за открытиями не обязательно топать по горам с рюкзаком на спине. Важно иметь свежий взгляд и верно угадать направление, в котором двинуть свои ботинки

ВОСХОЖДЕНИЕ НА 1189

Утро началось, как обычно: крик «подъем», одевание, несвязное «доброе утро» дежурным и завтрак.
Час после еды был спокойным: кто-то пытался еще поспать, кто-то грелся у костра, а кому-то повезло и он мыл каны. Минут через 15, объявили, что радиалка на 1189 все же состоится. Следующие 40 минут готовились. Наконец – вышли.
Поднимаемся в гору, вокруг только ягель, перемешанный с камнями. Несу общественный рюкзак. Немного болят от неудобных лямок, плечи. Наконец, поднялись. Выдаю каждому по конфете из рюкзака. Слышу: «Идем дальше!» Оказывается еще не все, это только предвершина и начинается самое сложное. Ежеминутные возгласы «живой камень!». И вот плато. Теперь уж точно все!
Едим шоколад, затем групповая фотография и идем прятать тайник. Холодно немного.
Возвращаемся. В лагере обед плавно переходящий в ужин. И блины! Невероятно вкусно! Большое спасибо дежурным и Ульяне, конечно!.
Кто-то начинает петь, подхватываем. Особенно удается «Батарейка», орем что есть силы. И сорвав горло, уходим спать.
А на Вершине 1189 только собирается закатиться солнце.

перевал ЮЖНЫЙ ЧОРГОРР

Есть такая поговорка: «надейся на лучшее, готовься к худшему». А поскольку день назад мы забирались на вершину Часночорра, и это мероприятие в корне изменило мое представление о том, что такое «трудно», мои опасения были полностью обоснованы. Погода отвратительная, перевал всего на 200 м. ниже горы, а подъем на порядок сложнее, за спиной тяжеленный неудобный рюкзак и нулевой опыт. Утешительного мало! Но есть и ободряющее обстоятельство. Состоит оно в том, что я – начинающий геокэшер, и на перевале меня ждет тайник.
Мы идем минут сорок. Дважды мне казалось, что я вижу перевал, но оба раза я оказывался не прав. Отдохнули набрали воды, поели (сколько можно!). Пошли дальше. Наконец-то! Цель нашего сегодняшнего перехода на несколько секунд показалась из тумана. Оценил высоту, расстояние до перевала. Перешли ручей, прошли вдоль берега озера. Последний привал перед восхождением. Отдохнули, опять поели (!). Двинулись. Впереди стена, вершина которой скрыта туманом, из-за этого она кажется бесконечно высокой.
Уже двадцать минут идем. Разговоры давно стихли, в голове ни одной мысли. Иду на «автопилоте», опираясь на палку, уже превратившуюся в дополнительную конечность, надежную, не чувствующую боли.
Исчез тяжелый рюкзак за спиной, исчезла бездна справа, исчезло сопение Вани, доносящиеся из середины цепочки, исчезли размышления типа: «вот приеду домой, включу комп…» Остались только камни под ногами, голос Романа, предупреждающий об опасности и необходимость предупреждать идущих сзади.
Под ногой поехал камень. Я оступился, чуть не подвернул ногу, прыгнул дальше. Рывком восстановилось восприятие окружающего мира, грудь холодило запоздалое чувство страха, давил на плечи рюкзак. Чуть не скатился!
Идем дальше.
Неужели дошли?! Надоевший рюкзак, тут же полетел на землю, вернее на камни.
Кроме нас на перевале были еще 2 группы. Сверившись с показаниями навигатора, пошел к тайнику, взяв с собой только Вовку Трофимова. Видимость по-прежнему нулевая, но тайник нашел быстро. Его содержимое меня не заинтересовало, хотя потом я жалел, что не взял зажигалку. Отметившись в блокноте, спрятал все на место и пошел в сторону доносившихся из тумана голосов. Взял предложенную шоколадку (опять еда!), сел отдыхать. Впереди был спуск.
Спуск меня не впечатлил. А хотелось, что бы до следующего привала, путь был по-настоящему трудным и серьезным.
Узнав, про предстоящий обед, с трудом удержался от смеха: так много всего мы съели за последние несколько часов. Но обед съел.
Вскоре мы упаковались, снялись и двинулись в сторону базы спасателей.
Усевшись у костра нашей третьей стоянки, я проанализировал все события, случившиеся за день, и решил, что день удался.

ДНЕВКА НА КСС

До базы КСС мы шли довольно долго, но увидев, наконец, записку со стрелочкой, перешли реку вброд и были на месте.
Как обычно, быстро поставили палатки, и дежурные принялись готовить ужин.
После ужина нас еще угостили шоколадными батончиками, купленными на базе. На следующий день, мы с Андреем Николаевичем пошли прогуляться до КСС, а потом дошли до водопада. Он был очень красив. Некоторые решили под ним искупаться. А в два часа была наша очередь в баню. В бане было очень здорово! Мы парились в парилке, а потом прыгали в реку. И так несколько раз! И самое главное, мы наконец-то нормально вымылись!.
Вернувшись в лагерь, мы с ужасом узнали, что пока мы мылись, некоторые ели пельмени на КСС! Мы с трудом, еле дождались обеда. А потом все же сходили на КСС за шоколадками. Вернувшись в лагерь, мы поужинали и пошли спать с чувством выполненного долга.
На следующее утро позавтракав, мы сложили палатки, собрали вещи и продолжили наш поход.

Стоянка под ЮЖНЫМ ПАРТАМЧОРРОМ

День рождения Маши Кирюпиной

Прошла ночь, наступило чудесное утро. Впервые за неделю наше пробуждение встречает солнце! Видно, в честь дня рождения нашей дорогой Машеньки, оно решило порадовать нас теплым прикосновением ласковых лучиков.
Когда Маша проснулась и вышла из палатки, мы все ее дружно поздравили и подарили шарики с забавными рожицами. Сегодня я почувствовала сильнее, чем обычно, что мне будет очень не хватать нашей походной девичьей компании.
.После завтрака , собрав рюкзаки, мы двинулись в путь. Сегодня нас ждет переход под перевал Ю. Партамчорр. Как я и думала, дорога оказалась легкой и веселой. Ее часто преграждали ручьи, через которые мы переправлялись по камням, а один раз по бревну со страховкой.
«Обеденная» стоянка была рядом с водопадом. Его светлые бурные потоки срывались с камней и летели вниз, образуя небольшой водоем. В нем-то и купалась большая часть нашей группы. Я получила от этого купания незабываемые впечатления. Ложишься на воду недалеко от водопада, тебя подхватывает холодная, но ласковая струя и бережно несет по поверхности. Нам с Андреем пришлось купаться дважды. В воду упала крышка от Роминого фотоаппарата, и мы пытались ее достать. Успешно. После обеда мы дружно пилили и кололи дрова для следующей стоянки. Время пролетело быстро и скоро мы прибыли на эту стоянку, пройдя от водопада всего несколько км..
После установки лагеря я, Кирилл П. и Мазайка принялись за изготовление праздничного угощения. Получились трехслойные пирожные со сгущенкой, какао, шоколадом и ягодами. Мы уложили их на блюдо, поставили 14 свечей и понесли к костру, где все уже были в сборе. Маша справилась с задуванием свечей без особых затруднений. Также Маша получила много подарков и поздравлений.
Но вот и день прошел. Мы с девочками залезли в палатку, поцеловали друг друга в лобик, свернулись калачиками и стали засыпать под звуки водопада и тихий разговор у костра. Это был прекрасный день и, надеюсь, он понравился всем без исключения.
Как хорошо путешествовать в такой дружной и веселой компании. И если на мою долю еще раз выпадет возможность сходить в такой поход, я ей обязательно воспользуюсь

Перевал ЮЖНЫЙ ПАРТАМЧОРР

Как обычно я проснулся раньше всех. Оделся, расстегнул палатку, пожелал доброго утра дежурным и пошел к озеру. Следя за плавно скользящими каплями воды, перетекающими в озеро, я почувствовал чарующий запах каши. И через тридцать секунд уже уплетал завтрак.
Быстро собрав рюкзаки, группа двинулась. Лямки сразу впились в плечи, все тело предчувствовало предстоящую тяжесть перехода. Мелкие камни вылетают из-под ног. Шатаюсь, начинаю падать…И тут – привал. Ура! Сушки, конфетки, ягоды! Удовлетворен (почти). Снова выдвигаемся. Еле передвигая ногами поднимаюсь все выше и выше.
И вот пришел тот переломный момент, когда уже не чувствуешь плеч и перед тобой стоит одна цель – дойти до перевала. Нет дела до живописных видов, одно желание – отдых. Но все же я нашел в себе силы дойти до конца!
Бодро, хотя без сил, я взошел на седловину! И тут радостная весть: здесь, на берегу озера мы будем обедать! В ожидании обеда мы отправились купаться.
Теплая вода (около +10 градусов), слабый ветерок, солнце – отличные условия для плавания! Мы прыгали с камней, ныряли, веселились, бегали…
А через 20 минут уже был готов обед. Вкуснейший суп, сухари, колбаса, халва! Я попал в рай! Окрыленный едой, просто порхая, я добрался до следующей стоянки.
В общем, неплохой получился переход: красивые виды, лазурное озеро, хорошая компания. Поставив палатки, поужинали, легли спать, планируя следующий день.

Спуск, стоянка под пер. УМБОЗЕРСКИЙ

Крутой спуск. Впереди идет Кирилл П., так аккуратно обходящий камни и держащий альпеншток, что мне становится не по себе от собственной неуклюжести. До боли знакомая накидка Nova Tour оповещает о любой коряге и ветке. Очень хочется сказать что-то умное, но нечего, поэтому иду молча, тыкая землю Мафусаилом (мой альпеншток). Идем по красивой долине с ручьями, а в голове крутые и назойливые мысли, что палатку можно поставить и здесь (боже, какая я ленивая!). Привал. Борода, Ваня и Вова мчатся через речку в лес на разведку стоянки. Слава Богу, они ее там находят. Переправа через речку прошла удачно, я даже не намочила ноги! К тому времени, как я подошла, девочки уже выбрали место и я, победоносно вонзив Мафусаила, кидаю рюкзак и берусь за одну из дуг. Палатка поставлена входом на кухню, Настя побежала чистить грибы. Уля и Таня тоже куда-то делись. Я раскладываю вещи в палатке и, не найдя себе другого применения, делаю пресс. Ужин получился жутко вкусным: сублимат с грибами и макаронами! Спасибо дежурным! После ужина играли в Контакт и парные ассоциации. А Елена Эдуардовна подарила мне птичку-свистульку с драже и бенгальские огни. Все быстро разошлось по рукам, сьелось и сгорело. Решив, что птичка пойдет в подарок брату, я с чистой совестью пошла спать. Как всегда, мы поцеловали друг друга, спели две песенки и уснули.
Утром проснулись в 7.40. Настя пошла дежурить, а я собрав рюкзак присоединилась к ней, чтобы было не так скучно. Дежурный Ваня был очень сердитый, наверно встал слишком рано. Разбудив всех истошным воплем «Подьем!», Ваня стал более миролюбивым.
На завтрак: геркулес, бутерброд с сыром, несквик. Каша, хоть и с комочками, но очень вкусная. Мысленно составляю план: доесть кашу, собрать палатку и на Умбозерский.

Перевал УМБОЗЕРСКИЙ

Когда мы проснулись, солнце так и било в лицо. На завтрак был геркулес. Он был с комочками, а я обожаю комочки!
Я тогда собралась быстрее всех. Мне поручили снять флаг. Я долго возилась, а потом сняла. Эта стоянка мне понравилась тем, что здесь был водопад. Только, кроме меня и Ульяны его никто не видел. Водопад был большой и длинный, чем-то напомнил мне Пушкинский фонтан слез.
Наконец-то тронулись! Все продолжали играть в Контакт, пока не дошли до ужасного места, где надо было прыгать по камушкам. К счастью, никто не упал. Мы шли долго, я уже устала ждать, когда будет привал. Но вот объявили, и мы быстро сбросили рюкзаки. На перевале были два озера. На одном – купались мальчишки, на другом – мы. Озеро было странным: с одной стороны глина и камни, с другой - сразу глубоко. Потом мы ели шоколад Milky. Ах, какая вкуснятина! Когда сказали надевать рюкзаки, мне уже только спать хотелось. Мы долго и упорно шли. На пути оказалось бревно, которое было сложно пройти, мне было страшно, и я шла последняя. Но оно оказалось не такое скользкое, как я думала. За ним мы остановились на обед. Нам сказали набрать хворосту и принести к костру. Быстро собрали большую кучу и пошли есть чернику. Она здесь была очень крупная. Андрей как всегда сидел за работой. Он понял, что не успевает сделать (выжечь) табличку и решил выцарапать слова и закрасить карандашом. У него очень хорошо получилось. Ура! Мы дошли до своей стоянки. Настала очередь моего дежурства. Я была наполовину рада, наполовину нет. В конце концов, меня похвалили за сублимат.
Вечером мы долго пели песни. Вот так закончился мой день.

«Сосновая» стоянка

Наше кольцо Ю. Партамчорр - Умбозерский закончилось, и мы снова вышли на базу спасателей «Куэльпорр». Надо было задержаться, чтобы выяснить про машину и т.п. Ребята пошли вперед искать стоянку. Три дня назад нам повезло и самая лучшая «сосновая» стоянка оказалась свободной. Повезет ли сейчас? В субботу? В прошлом году пришлось разбивать лагерь аж на свалке! Управились минут за 15 и пошли по лесной дороге догонять группу. Ну, так и есть: с нашей бывшей стоянки доносится стук топора, а вон и палатки просвечивают. Все занято! Подходим поближе и не верим своим глазам: это же наши дети, наши палатки! Не могли же они за 15 минут палатки поставить и уже дровами заняться? Или могли, научились?

На географической базе МГУ

Мы приехали на битком набитой машине до базы МГУ за 90 минут. За это время мы спели песен двадцать, убивая время. Шел проливной дождь, и вода текла сквозь щели в потолке.
Приехав, мы выгрузили рюкзаки, занесли их в помещение и стали заселяться в номера. А через полчаса ели пельмени, которые героически покупала группа выпускников. Пельменей было много, я наелся и сразу уснул.
На следующий день я проснулся в 10.53, оделся и пошел играть в пинг-понг.
На улице было 3 градуса, шел снег. Поэтому я не пошел гулять по Кировску вместе с остальной группой. Я, Вова и Кирилл играли в настольный теннис часа четыре, потом пришли остальные. Мы поели и продолжили играть. Здорово! Я надеюсь, что в следующем году я опять смогу играть в пинг-понг на базе МГУ!