Lesom : Мурманск/4

ФОТООЧЕРКИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ в Мурманске

30.07.2013

В первый день пребывания в Мурманске мы посетили замечательный краеведческий музей. С прекрасным экскурсоводом прошлись по удивительным залам. Были в зале горных пород, далее прошли к животным и рыбам. Я узнала, что горностай от ласки отличается тем, что у него всегда чёрный кончик хвоста, видели северное сияние, ботинки Ферсмана, древние наскальные надписи, одежду и разные виды ремёсел древних жителей (Саамов). Экскурсия была очень насыщенная, за 1.5 часа прошли целую эпоху времени. Мы видели фотографию первопроходцев, шедшие по маршруту от Петрозаводска до Мурманска. И в итоге от древних надписей, которые назывались петроглифы, мы пробежали по истории края: войну, голод, образ жизни, ремесло, быт, походы, исследования, экспедиции и многое другое.
Спасибо за поход, Елена Эдуардовна! Я была очень впечатлена эти захватывающим походом в музей.
Ботинки Ферсмана

БОТИНКИ ФЕРСМАНА

от Бороды - Мурманск 2010 год
Ботинки академика Ферсмана стоят в Мурманском краеведческом музее. Я их там очень внимательно рассматривал. Хорошая кожа и крепкие нитки: видно, что академик серьезно относился к снаряжению. Но в целом ничего особенно. Обычные, сильно поношенные ботинки, рядом висит закопченный чайник и стоит теодолит на деревянной треноге.
Все это выглядит несолидно в век нейлоновых палаток, газовых горелок и карманных спутниковых навигаторов.
Но какой же невероятно глубокий след оставили на Земле ботинки Ферсмана! Гора и перевал в Хибинах, ущелье в Ловозерах. Минералогический музей Академии Наук в Москве, поселок в Крыму. два минерала - названы его именем. Да и города Кировск и Апатиты, хоть и не носят имя академика, тоже ведь выросли в результате его экспедиций!
Но почему, же так получилось? Ведь Ферсман путешествовал не на край земли, не открывал новых континентов, не проходил там, где раньше не ступала нога человека. В его времена в Хибины из Петербурга уже можно было доехать на поезде, а дальше спросить дорогу у местных жителей, предки которых жили здесь веками, и не совершали никаких открытий.
Но 90 лет назад в Хибины приехал человек с другим взглядом. Саамы тут пасли своих оленей, и в горах их интересовал только ягель. Каменные россыпи им были не нужны, не были интересны, а горы казались непроходимыми. Ферсман заглянул под ягель глазами ученого – и через девяносто лет в Хибинах вырос город.
Так совершаются открытия, от которых надолго остается след: надо смотреть на привычные вещи другим взглядом, и видеть не только верхний слой реальности. А еще нужно найти в жизни свои Хибины – место, где именно твой взгляд окажется нужен, чтобы найти то, что сейчас важнее всего людям. «Свои Хибины» – понятие не географическое. В ХХI–м веке за открытиями не обязательно топать по горам с рюкзаком на спине. Важно иметь свежий взгляд и верно угадать направление, в котором двинуть свои ботинки
Следы ботинок Ферсмана

Храмы Мурманска
Спасо-Преображенский морской кафедральный собор с церковью Спаса на водах Подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря^  Храм Святого Преподобного Феодорита Кольского,   Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,  Церковь Преподобного Сергия Радонежского.

Интересное наблюдение - архитектура и внутреннее убранство храмов не одинаково в разных частях России..
На нашем севере, в Мурманской области храмы отличаются маленькими размерами, наверное, из-за сложностей с отоплением.
Естественно, как и в любом храме, войдя в него, ощущаешь невероятное спокойствие и отчуждение от суеты, так произошло и в нашем случае. Особенно запомнился монастырь, в который мы заехали ненадолго, в последний день, но получили массу впечатлений. Там был храм, иконостас которого выполнен из дерева -
это действительно очень красиво.
Не смотря на то, что монастырь строится, всё содержится в идеальной чистоте, кругом клумбы с цветами и различные скамеечки.
Мне нравится заезжать в незнакомые храмы, тем более в других городах, потому что очень интересно изучать местные традиции каждого прихода.

ПАМЯТНИКИ МУРМАНСКА

Фотоочерк еще не написан
Алеша Мурманский
Саша,зенитка и бараньи лбы

Верхнетуломская ГЭС

На третий день нашего пребывания в Мурманске мы поехали на Верхнетуломскую ГЭС - безусловно, один из самых интересных пунктов нашей экскурсионной программы. Путь туда занял около 1.5 часов. Экскурсию провёл работник ГЭС Виталий, профессионализм и чувство юмора которого сделали экскурсию поистине увлекательной. Нам показали плотину и производственные залы. Очень подробно было объяснено устройство генераторов, коих на станции четыре штуки. Наибольшая часть производственных помещений расположена под землёй, в пещере. При этом, находясь на поверхности, и не подумаешь, что здесь вырабатывается столько энергии, что хватает на весь Кольский полуостров. Внутри стоит ужасный гул и всё дрожит, а снаружи всё выглядит очень тихо и спокойно.

Памятник "Ждущая"

Бронзовый монумент девушки - это олицетворение морского города и символ верности.Его отлично видно с кораблей ,которые возвращатся из рейсов в родной порт.Ведь своим возникновением город обязан именно морю. Даже несмотря на оотдалённость от центра города здесь всегда людно,и в то же время спокойно и тихо. А ухоженный сквер и цветочные клумбы скрашивают грусть ожиданий "Ждущей".

Скелет динозаврв

03.08.2013 с турбазы Ирвас, где мы остановились, прогулялись к объекту Геокешинга «»"Скелет динозаврв"". Это старый заброшенный трамплин. Виды великолепные!
Нашли тайник. Положили значок "Юный турист".
Очень хотелось искупаться в Окуневом озере. Температуру воды прибор показал около 20 град. Но местные отсоветовали: рядом инфекционная больница. А жаль! И место чистое, убирают, в отличие от других. Спасибо автору тайника за возможность интересной прогулки! (от мамонтов)

Окуневское озеро

Музей Морского Пароходства

Попадая в музей , ты словно поднимаешься на борт судна, идущего осваивать Арктику. Поразило, что разрешили бить абсолютно во все корабельные колокола. Рассказ экскурсовода увлёк нас в пучину историй об освоении северных морей. Нам рассказали всю историю пароходства от самого начала до атомохода "Арктика" и " Таймыр . Увлёкшись этой историей я загорелся желанием пойти на флот и бороздить льды. Кроме того поразило, что все модели были выполнены руками работников музея в масштабе 1:100. Глядя на эти суда, ты наблюдаешь всю историю пароходства.

Океанариум

Признаться, я была в океанариуме до этого лишь раз, поэтому не знала, что именно будет меня ожидать. Когда мы подошли к зданию, то в ноздри ударил запах солёной воды, и будто повеяло морем. Внутри было довольно уютно - шкафы с разными фигурками и камешками напоминали миниатюрный музей, мы поднялись по ступенькам и вошли в просторный зал. Наибольшая его часть была занята глубоким бассейном, а оставшееся место напоминало амфитеатр Древней Греции. Устроившись по удобнее мы приготовились к представлению. Его я описывать не буду. Скажу лишь то, что оно было оригинальным и увлекательным. Смеялись многие так сильно, что на глазах выступали слёзы, но на лице сияла счастливая улыбка. Я вдруг почувствовала себя на много-много лет младше, настолько сильно я смеялась и хлопала в ладоши, попросту радовалась жизни. Если говорить о том, что ( а вернее кто) мне больше всего понравилось, то тут ответ прост - морской заяц. Его невозмутимости и спокойствию можно позавидовать- вокруг плавают другие участники шоу, а он с преспокойным видом ныряет и фыркает! Казалось не прошло и пяти минут, а всё закончилось, даже было немного жалко покидать это чудесное место.

Абрам - Мыс

02.08 2013.03
01.08.2013 было задумано прокатиться на катере до Абрам-мыса и взять тайник. Но не тут-то было! Все подходы к причалам перекрыты, "Ленин" на реставрации. Кок-какую информацию узнали у сторожа: Кроме "Еланской" ничего не плавает, т.е. не ходит! Но очень уж хотелось! Дозвонились аж до ген. директора Мур. пароходства. И он даже нашел нам катер, но не нашел свободного причала. Пришлось ехать на автобусе. Но было ради чего! Виды просто потрясяющие! несмотря на аномальную жару (32 в тени ) долго сидели над заливом. И на чем! На бараньих лбах со следами движения ледника! И тайник нашли! Положили медиатор.
Говорят, к следущему году в городе будет красивая набережная! (Геокешинг от мамонтов)
Когда я пришёл на это место,я увидел подходя к памятнику в виде зенитного орудия красоту Абрам Мыса.
После,я ,Виталик и Марина пошли искать тайник ,мы сильно промочили штаны,но это было ничто,по сравнению с радостью находки.Затем,мы слушали рассказ Вовы Трофимова о вооружении наших войск разных времён.В общем,было круто!

Красивая стоянка

04.08
Сегодня мы пришли на самую красивую стоянку за весь наш поход.Она находилась на высоком обрыве над ручьём Часнайок. С самого края этого обрыва открывался прекрасный вид на все Хибины. Это место было самым черничным из тех,на которых мы останавливались в этом году. Мы быстро поставили наши палатки и принялись готовить обед,после которого набрали целый кан черники для ягодного компота. В это время Настя Серебрянникова приготовила всем много вкуснейших блинов со сгущёнкой и ягодами.Но мы не успели их поесть,потому что подоспел ужин.А сразу после него мы выпили долгожданный кисель и съели блинчики.Было уже совсем поздно и все разошлись по палаткам и укладывались спать. Мы с Машей Куликовой долго разбирали кухню и стало совсем поздно.Многие уже спали,а мсы отправились чистить зубы.На обратном пути проходя мимо одной из палаток мальчиков,мы услышали,что там очень громко бубнили Лев,Максим и Виталик.Они мешали заснуть жителям соседних палаток и мы решили их напугать ,чтобы они скрорее затихли : мы начали пошатовать их палатку и дёргать за растяжки.Маша нашла ржавые консервные банки и начала ими греметь.Мальчики мгновенно насторожились и замолчали.Мы уже с трудом удерживались от смеха. Виталик выдал : Витцин,доставай ружьё".Мы уже не выдержали и убежали к себе в палатку.Уже из тамбура мы видели ,что Виталик вылез на улицу "проверить обстановку" : это был очень мужественный поступок.Мы легли спать ,а утром отправились на Южный Чоргорр.

Южный Чоргор

Южный Чорргорр был нашим первым . Под перевалом мы отдыхали у озера в форме Микки - мауса. Но при этом перевал выглядел довольно-таки устрашающе. Южный Чоргор находится слева от знаменитой вершины Часначорр, также имеющей название 1189. Сам перевал весьма каменистый, но при этом быстро достижимый. С него открывается очень красивый вид на озеро Имандра (на западе) и центральную часть Хибинских Тундр (на востоке).
Покорив Южный Чорргорр, мы нашли тайник, уже ранее открытый нами. Но самым приятным моментом на перевале была раздача шоколада, что и было стимулом для всей группы. На спуске с перевала, в отличие от подъёма была сыпуха. А уже спустившись, мы обедали на не менее красивом озере с кристально-чистой водой Во время приготовления обеда были устроены массовые заплывы . Температура воды для Хибин необычайно высокая, аж 16 градусов. На этом покорение этого перевала закончилось.

Про КПСС

Когда мы пришли на КСС (КОНТРОЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА) , то я (на тот момент) поняла, что это самое лучшее место в мире! Там я сходила в тёплый душ! Это было восхитительно! Так же там была баня и душ! Я в баню не ходила, но ребята сказали, что там здорово! Сначала паришься, а потом прыгаешь в ледяную речку! Так же там можно вкусно поесть, позвонить и посмотреть фильмы. А ещё там были две собаки! Они были очень милыми!))В общем мне жалко было оттуда уходить!

Северный Рисчорр

На этот перевал мы шли с базы КСС. Выйдя раньше полудня, мы примерно 30 мин. шли по песчаной дороге вдоль ручья. Затем сделали остановку и пошли вверх по тропе среди камней. На перевал мы поднимались около 1.5 часа. Потом наш путь шёл почти без изменения высоты по снежникам , восхитительно пахнущим свежим арбузом. С самого перевала открывается очень красивый вид на Умбозеро и Лавозёры. Перевал очень красивый, несмотря на некоторые преходящие факторы. Надивившись видами,
мы вернулись на базу, собрав по дороге кучу грибов и я год. В общем, впечатления от перевала самые положительные.

Справка "В некоторых высокогорных районах, например калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей Chlamydomonas nivalis, содержащих красный пигмент астаксантин. Данные водоросли служат также пищей для некоторых организмов, среди которых ледяные черви. Они могут жить только в ледниках при низких температурах, а при нагревании хотя бы до 5 °C распадаются и погибают."
фото облаков
ОБЛАКО-СЕРДЦЕ

СТОЯНКА под Петреулиусом

Начало дня получилось не самым приятным. Проснувшись утром, я почувствовал резкую боль в горле. Собравшись сам и собрав лагерь, наша группа двинулась в путь. После непродолжительной "прогулки" по дороге мы остановились, что бы отдохнуть. Посмотрев на небо, я увидел серые тучи, сгущающиеся над нами. ( Лишь на 5 минут через них улыбнулось солнце, но потом сразу спряталось за хмурые облака ). Путь до стоянки, где нас ожидал обед, обошёлся без происшествий. Вкусно поев, мы стали нежится на солнце, которое порадовало нас своим присутствием. Увы, это был последний радостный и счастливый момент этого дня. Выйдя снова на маршрут, мы продолжили двигаться по дороге, а в это время тучи становились всё ближе и ближе. Дойдя до стоянки, мы поняли - дождь порадует сегодня нас своим присутствием. Как только последняя палатка была поставлена, дождь хлынул, как из ведра. Больше всего не повезло дежурным, которым пришлось в это время натягивать тент и разводить костёр. Долгое время у них ничего не получалось. В это время мне совсем стало нехорошо, и я, находясь в палатке, пытался заснуть. А дождь всё стучал и стучал по тенту, палатке... Под эти звуки я сам не заметил, как заснул. Как только дождь прекратился, я резко вернулся в нашу реальность. К этому времени костёр уже горел и на нём грелись каны. Постепенно все участники группы стали стягиваться к костру. Было жутко холодно и маленькое пламя не могло обогреть столь большую толпу. Как только я поел, дождь снова начал накрапывать. Осознав то, что мне хочется спать, я быстро залез в тёплый спальник и закрыл глаза.
Комментарий от руководителя
1. "...где нас ожидал обед" - это круто!
2. КостерТам же возникла некая ситуация, очень важная для дальнейшей самооценки человека. Дело было так: После аномальной жары, похолодало, из-за Петрелиуса наползли серые тучи и грянул ливень. По поляне побежали ручьи и смыли только что разведенные костры. Только часть дров удалось спасти от наводнения. Дрова эти были принесены с собой, и других не было. В один момент все стало влажным, мокрым и просто безнадежным! Послышалось чьё-то робкое предложение, костер развести уже не удастся, поэтому надо идти спать натощак, а завтра быстро добежать до Кировска. Такое упадническое настроение никак нельзя было допустить, и мы начали разводить костер. Дождь уже был не таким сильным, костровой тент выдержал стихию.
Володя Трофимов, Макс Гритченко и др. ножичками и топором расщепляли дрова на мелкие лучинки и складывали их шалашиком вокруг небольшого огонька. Остальные с замиранием сердца следили за рождением костра. И скоро можно уже было ставить на таганок каны для готовки ужина. Был ужин (героический и вкусный), был чай. И все виделось уже не в таком черном цвете!
И это была победа!
А наутро завтрак был приготовлен на газовых горелках. Но это уже был последний день похода!
(Руководитель)

Перевал Петрелиус

Здесь мог бы быть Ваш очерк!!
Cбились в кучу. Сплоченная команда

Рамзай

На вид это один из самых лёгких перевалов. Он больше напоминает длинное ущелье, так как там почти нет подъёма на высоту. Однако длина перевала таит в себе опасность. Высота склонов создаёт угрозу схода лавины. Иногда под толщей снега скрывается полость, в которую можно провалиться. В обычный жаркий день ( как в наш переход ) перевал превращается в лёгкую прогулку. Снежник облегчает путь, закрывая острые камни, склон, покрытый снегом, создаёт небольшую горку, по которой весело скатиться после перехода. После перехода придётся долго спускаться по склонам холмов, что бы попасть в долину, где можно переночевать. Получайте, в общем, удовольствие.

База МГУ

Мне тут очень нравится. После похода по-моему в любом доме уютно.И цивилизация становится немного непривычной. Несмотря на холодную воду, здесь очень хорошо и пин-понг меня очень порадовал. Надеюсь экскурсия пл Кировску мне тоже понравится!