Что легче открыть: новую звезду, новый биологический вид или новый минерал? Большинство ответит, что, конечно же, минерал. Звезда далеко, попробуй ее разгляди. Живое существо еще поймать надо. Оно ведь может улететь, убежать, уползти… А минерал никуда не денется, лежит себе и лежит. И всегда под рукой, вернее — под ногой. Бери и открывай. Но посмотрим, как это происходит на деле.
Сотни тысяч лет природа кропотливо, день за днем, час за часом, создает каждый камень. Сначала соединяются несколько атомов, потом их уже десятки, сотни, миллионы. И в конечном итоге рождается уникальное, ни с чем несравнимое по своей красоте чудо.
Есть ли хотя бы один ребенок, не собиравший красивые камушки на берегу теплого моря? А вот маленький Шурка однажды на чердаке нашел старую коллекцию минералов. И с тех пор камень овладел им, его мыслями, желаниями, даже снами. Всю свою жизнь он, то есть Александр Евгеньевич Ферсман посвятил минералам. За потрясающее знание камней его называли «Богом минералогии». Он исколесил всю страну, мог собраться в экспедицию за 15 минут, водил машину и пилотировал самолет. На маршруте он шел впереди отряда и никому не уступал свой 30-килограммовый рюкзак. А самые значительные открытия были им сделаны в северных горах Хибинах.
Ну, что же, снег сошел, солнышко подсушило землю, пора начинать сезон охоты на минералы. Запасайтесь рюкзаком, и в Хибины! Не прогадаете! Конечно, если вы новичок в минералогии, то по возвращении обнаружите, что в рюкзаке у вас самый обычный кварц. Не огорчайтесь, в следующий раз найдете что-нибудь другое. Опытный минералог более удачлив, потому что знает большинство минералов «в лицо». Однако, не всегда и он возвращается с уловом.
Но с чего начать поиск? Ведь новые минералы редко встречаются в виде больших и красивых кристаллов. Подавляющая их часть имеет вид мелких вкраплений в породе. Ползать с лупой по склону горы от подножья до вершины непродуктивно. Начинайте поиск с жилы, которая вьется узкой лентой вдоль склона. Если вы набрели на необычную жилу, то присмотритесь, там наверняка будет и необычный образец. А если нашли, что искали, осторожно отколите несколько кусков породы и, как учил А. Е. Ферсман, аккуратно и бережно упакуйте, чтобы по дороге не испортить и не обломать кристаллы.
Ну вот, вы наконец-то дома! Самое время приступить к исследованию образцов. И начинать надо с описания внешнего вида минералов. Таким же образом, еще в IV—III вв. до н. э. в Греции Аристотелем было описано 16 минералов, главным образом драгоценных камней. Сейчас этого мало, потребуется еще химический анализ и испытание рентгеном.
А теперь вы знаете о своем минерале все и уверены в его оригинальности. Самое время окрестить новорожденного, дать ему имя. Но какое? У людей имена повторяются, а у минералов это недопустимо. В большинстве случаев названия посвящены ученым, связанным с науками о Земле, ферсманит, например. Вторая по важности группа — по месту находки — например, хибинит.
Может быть, вы собираетесь назвать минерал в честь себя любимого? Забудьте об этом! Нельзя использовать также имя любимой собачки. А вот ботанические термины, особенно сравнения с цветами, — пожалуйста! Минерал гиацинт – очень красиво звучит, не правда ли?
( к фото). Кто догадается, что небритый бродяга на фото, в рваной кожанке, с закопченым чайником, висящим на поясе – знаменитый ученый, академик с мировым именем. Он часто публиковался в детских и юношеских журналах. А. Е. Ферсман собрал 90 коллекций камней со всего мира и подарил их музеям. Он поставил себе личную норму: преодолевать в год расстояние, равное длине экватора. И сам не раз бил этот рекорд.